СЕЛО КУКОБОЙ. В ГОСТИ К БАБЕ ЯГЕ.
История села: Село Кукобой находится на границе Ярославской и Вологодской областей на реке Ухтоме в 180 км. от Ярославля и в 58 км. от Пошехонья. Названия реки и села станут понятны, если вспомнить, что когда-то эти земли населяли финно-угорские племена. На их языке слово Кукобой означает «длинный ручей», а Ухтома – «река с волоком». Впервые о селе упоминается в купчей князя Кемского в 1526 году. В тексте купчей сказано, что сельцо Никольское Кукобой с деревнями было куплено за 100 рублей и коня у игумена Корнилия и его старцев ( а значит принадлежало монастырю). В монастырь земли были переданы после смерти князя Семёна Андреевича Шелешпальского. Затем село у царского воеводы Кемского было отобрано самим царем. Сначала Иван Грозный отобрал село и присвоил себе. Подозрительный и жестокий Иван 4-ый подвергал казням и гонениям виновных и невиновных и в первую очередь отбирал земли. Но не долго село было царским, уже в 1601 году царь пожертвовал его Кирилло-Белозерскому монастырю. В переписной книге монастырских вотчин 1601 года Кириллов – Белозерского монастыря подробно записано, сколько земли имели наши крестьяне и какой платили оброк, даже их имена. Уже тогда в Кукобое была деревянная церковь, и встречается название не село, а погост. Уже в середине 19 века Кукобой вошёл в Подорвановскую волость. В 1859 году в Кукобое( Кукобово) имелись погост, 5 дворов, 19 жителей и каменная церковь. В 1885 году в Кукобое была открыта первая школа, находилась она в избе крестьянина Соколова, а в 1886 году была выстроена новая двухэтажная школа в самом центре Кукобоя на средства священника церкви Дмитрия Всехсвятского. Он являлся законоучителем и был заведующим школы, так как школа была церковно-приходской. В 1908 году здесь открывается самая крупная в уезде бесплатная народная библиотека. Принадлежала она учителю Петру Ивановичу Любомудрову. Он был заведующим, а его дочь Вера библиотекарем. В библиотеке было почти 2000 книг, выписывались журналы и газеты.
В центре села величественно возвышается красивый собор, созданный в начале XX века. Церковь поражает своей красотой, изумительными пропорциями, богатейшей орнаментикой из белого облицовочного камня. Собор выполнен в традициях так называемого «псевдорусского стиля» - широко распространенного в первой половине XX века. Это направление в архитектуре основывается, как писал видный историк и археолог И.Е. Забелин (1820 – 1908), на самобытности русского народного зодчества XVI – XVII веков «где своенародные и самобытные черты, … главные мотивы декора». Собор Спаса Нерукотворного стоит в одном ряду с такими представителями этой школы в Москве как Здание Городской Думы (1890-1892 гг.) и исторический музей (1875 – 1881 гг.)
В 1909-1912 годах строился Собор Спаса Нерукотворного Образа на деньги купца И.А. Воронина. Есть мнение, что Строительство храма началось в 1907 году и завершилось в 1909 году. В 1912г. Храм был отделан и освящен. Сметная стоимость храма 310 тыс. рублей, в итоге обошелся в 600 тыс. Купец И.А. Воронин жил в Петербурге и был одним из руководителей крупнейшего акционерного общества по проектированию и строительству храмов. А вот родился он в деревушке, расположенной в трех км. от Кукобоя. Разбогатев, Воронин не забыл своих односельчан, и, приехав в село, предложил им на выбор – строительство собора в Кукобое или железной дороги до Пошехонья (60 километров по непроходимым лесам и болотам). Тогда миряне единодушно выбрали собор, хотя в селе и была добротная действующая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. На строительство храма Воронин пожертвовал 1 миллион царский рублей. Архитектором храма был известный санкт-петербургский архитектор Василий Косяков. Он очень любил создавать здания в так называемом «псевдорусском» стиле. Не исключением стал и собор Спаса Нерукотворного Образа. Специально для храма был построен небольшой кирпичный завод. Только облицовочный кирпич – белый для стен и лазурный для колоколен – доставляли по железной дороге из Финляндии, причем каждый кирпич был завернут в бумагу и пронумерован. В истории храма примечательно то, что он удостоился быть освященным архиепископом Тихоном, будущим Патриархом Московским и Всея Руси, впоследствии причисленным православной церковью у лику святых. В те годы Тихон возглавлял Ярославскую кафедру. Освящение собора состоялось в мае 1912 года. После революции храм был закрыт. В 30-е годы кресты и колокола были сняты, роспись уничтожена, прекрасной работы резной иконостас и великолепные иконы сожжены. Помещение храма использовалось как склад, а в подвале была устроена тюрьма. В 1989 году храм был возвращен верующим. На сегодняшний день из-за отсутствия средств реставрационные работы приостановлены. Спасский собор, по величию и масштабу не уступающий знаменитым храмам Ярославля, быстро разрушается.
Адрес храма: Ярославская область, Первомайский район, село Кукобой, Спасскийхрам т.(48549) 3-13-65, отец Александр Медведев.
После революции Подорвановскую волость переименовали в Кукобойскую. В 1929—1971 годах Кукобой был центром Первомайского района.Согласно опросу старожилов вся земля после революции была разделена по едокам. В хозяйствах было по 1-2 коровы, лошади, от 2 до 4 десятин земли. Около 20 % жителей были бедняками, это те, которые не имели рабочего скота и 1 десятины земли, 65-70% середняками, 10% - зажиточными крестьянами, имевшим по 4 коровы и 2 лошади. На 1 октября 1929 года в районе насчитывалось 7 колхозов. А в коммуне, созданной в 1921 году в деревне Захарьево, было уже сильное хозяйство, ржи получали по 115 пудов с десятины, в 1927 году купили трактор. Профессию трактористки освоила Анна Фёдоровна Смирнова. И за лето 1930 года подняла 200 га целины. Самые первые колхозы были созданы в деревнях Фомино и Большое Ивановское. Из воспоминаний Александры Васильевны Орловой следует, что в их д. Фомино колхоз создали в 1929 году и нахвали именем Коминтерна. Кто не согласился вступать в колхоз, сажали в кутузку, правда, через несколько дней отпускали. Под раскулачивание попал Павел Константинович Пикин, которому принадлежала водяная мельница. Всего в колхоз вошло 40 дворов. Председателем выбрали Ивана Бодунова из д. Редрики. Через некоторое время все из колхоза разбежались, свою скотину забрали по домам. Но потом снова объединились в колхоз «Красный огонёк». Более крупный колхоз образовался в д. Большое Ивановское. Как вспоминает Леонид Алексеевич Костицын, в него вошли 70 дворов. В семье Костицыных было 4 коровы, 2 лошади, овцы, поросёнок. Из них они сдали в колхоз лошадь и 2 коровы. Забрали также сараи, овчины. В деревне раскулачили двоих: Михаила Алексеевича Костицына, имевшего пекарню в Кукобое, и хозяина мельницы Андрея Васильевича Мельникова (потом он всё же вступил в колхоз). Но в те годы ещё не все деревни вступали в колхозы. Началась насильственная сплошная коллективизация. Примером этому может служить д. Юшково. Как вспоминает Мария Николаевна Сотникова, кто не хотел вступать в колхоз, бросали всё и уезжали в Мурманск, Архангельск, Вологду. Были и те, кто оставался единоличниками. Мария Николаевна помнит, что её родители обижались на то, что на трудодни давали мало хлеба. В 1937 году у них было 1000 трудодней на двоих, а на один трудодень давали 200 граммов зерна с мусором пополам. Итак, до войны на территории Кукобойского сельсовета было создано 14 колхозов. До войны урожаи были очень низкие – 7-8 центнеров с одного гектара. Но после колхоз «Красный броненосец» получил урожай 17-18 центнеров с гектара. Во время войны мужчин в деревне не было, лошадей тоже, пахали только женщины. За год нужно было выполнить норму в 1000 трудодней. За невыполнение плана давали штраф. Так что за день нужно было выполнить 2-3 нормы. В 50-х годах началось укрупнение хозяйств, и в 1956 году был создан колхоз «Мир».
В 2004 году Кукобой был объявлен «родиной Бабы-Яги» — её «день рождения» здесь празднуется одновременно с днем села в последнюю субботу июня или 26 июня. Места в Кукобое всегда были глухими, леса дремучими, а болота непролазными. Само собой разумеется, что легенд да сказок тут множество – о леших, оборотнях да домовых. До сих пор местные жители могут всерьез обсуждать слух о том, что у кого-то в бане объявился злющий банник, а в омуте на речке Ухтоме русалка расшалилась. А уж в существовании некой старушки-затворницы никто и не сомневается. Говорят, что ее мало кто видел, а те, кому все-таки «повезло», второй раз найти дорогу к ней уже не могли. Может это и легенда, но близ Кукобоя, действительно, сколько-то лет назад жила старушка-знахарка. Жила очень уединенно, собирала травы, знала многие природные тайны. В ее избушке, после того как старая женщина скончалась, долгое время ночевали охотники. Так что идея поселить в Кукобое Бабу Ягу, осенившая несколько лет назад местное руководство, возникла не на пустом месте. Правда, церковь пыталась бороться с нежелательной соседкой, но здравый смысл и экономическая целесообразность, к счастью, победили. Был также создан музей Бабы-Яги («избушка на курьих ножках») или музей Сказки, где главный персонаж – всё та же Баба Яга, но только кукольная. Работает для туристов и Чайная Бабы Яги, где угощают знаменитыми кукобойскими пирогами. А у её избушки гости и туристы вдоволь наиграются в игры с лесной старушкой, уж что-то, а поиграть-то она любит. Создание этого бренда дало 13 рабочих мест и сделало село привлекательным туристическим местом. На данный момент в селе проживает чуть больше тысячи человек.
|
|