Рускеальский каньон — это красивейший памятник природы и горного дела. Он находится в Сортавальском районе, в 24 километрах к северу от города Сортавала, рядом с поселком Рускеала. Самые первые упоминания о деревне Рускеала встречаются в налоговых книгах 1500 года. Тогда это была крошечная деревушка из нескольких дворов. Первые разработки мрамора велись в конце XVII века шведами, в основном для жжения строительной извести. С 1721 по 1768 года добыча мрамора здесь не велась. Главные работы по добыче мрамора с 1769 г. по 1830 г. велись на горе Белой. Рускеальский мрамор очень красивый. Его окраска меняется от темно-серой или черной до снежно-белой. Иногда в его структуре появляются зеленоватые полоски и гнезда шириной до нескольких сантиметров. Структура Рускеальских мраморов тонкозернистая и мелкозернистая. С 1769 по 1830 год здесь наломали 200 000 тонн мрамора. Добыча камня в карьере выглядела следующем образом. Сначала по всей длине отрываемого блока рабочие делали подкоп - горизонтальный ров в основании уступа карьера. Для этого они использовали железные буры длинной от 0.7 м и диаметром 2.5 см с наваренными на конце твердыми стальными наконечниками, которыми они высверливали в породе дыры (шпуры) нужной величины. На бурение одного шпура было задействовано 2 человека: один держал и поворачивал бур, другой бил по буру молотком. Время от времени в эту дыру рабочие заливали воду для охлаждения инструмента и смачивания шлама. В день двое рабочих могли просверлить шпур до 2.8 м. Когда в подкопе было сделано нужное кол-во шпуров, их высушивали, заполняли порохом, забивали сверху сухой глиной и взрывали. 2 раза в день осуществлялся взрыв шпуров, в результате чего в подошве уступа образовывалась полость вытянутой формы, которую называли подкоп. Затем, над подкопом, такие же глубокие дыры одну напротив другой делали сверху разметочного блока. Эти дыры также заряжали порохом и взрывали. В результате взрыва подкопанный снизу мраморный блок обрушивался целиком или большими кусками. Полученные таким образом блоки по масштабу и деревянному шаблону обтесывали долотами и нумеровали, а затем отправляли в Петербург. Рускеальский мрамор использовался на украшение Исааковского собора Ринальди и Монферрана (1818 – 1858 гг.), на изготовления наличников окон Мраморного дворца, облицовку южного фасада Михайловского замка (1800 г. В. Бренна), изготовление оконных досок зимнего дворца, сооружение постамента памятнику Петру I (1800 г. Р. Бренна) перед Михайловским замком, в сооружении Орловских ворот (1772 г. А. Ринальди), фриза Екатеринского дворца (1782 – 1785 гг. Камефон). Затем государственные заказы закончились, и предприятие стало приходить в упадок. Когда началась война 1941-45 г., все работы на Рускеальских мраморных ломках остановились. . Мраморный каньон (главный карьер) был взорван, и вследствие взрыва затоплен во время советско-финской войны 1939–40 г.г. На дне осталась техника — кран, автомашины, мотоциклы, — привлекающая любителей дайвинга. Когда же работы возобновились (после войны), завод в Рускеала вновь стал давать известь, но уже не с главного карьера, а с новых выработок, заложенных по периферии месторождения. С 1955 года завод стал выпускать помимо извести также мраморную крошку, а с 1960 года – декоративный щебень и известковую муку (для удобрения полей). Серовато-зеленым и светло-серым мрамором Рускеалы были украшены подземные залы ленинградских станций метро «Приморская» и «Ладожская». Вскоре карьер навсегда закрыли в связи с трещинами, которые образовались из-за взрывов.
Сейчас Мраморный каньон затоплен до уровня верхнего подземного горизонта естественными водами. Его длина 450, ширина 60-100 м, глубина 30-50 м. Прозрачность воды достигает 15-18 метров. В его отвестных берегах, всего в полуметре от уровня воды, видны отверстия подземных тоннелей и гротов. С 2005 года Мраморный каньон становится музеем, который называется «Горный парк Рускеала». Музей предлагает пеший экскурсионный маршрут, примерно полуторачасовую прогулку по тропе, проложенной вокруг Мраморного каньона, и водный маршрут. Туристы объезжают карьер по периметру на лодке, рассматривают вблизи штольни и штреки, заплывают в мраморный грот, попасть в который можно только на лодке. Дайверы могут осмотреть затопленную часть каньона.
В настоящее время Главный карьер Рускеалы - памятник индустриальной культуры (горного дела) конца XVIII – начала XX в.в., а также удивительно красивое место, которое мы обязательно включаем во все автобусные экскурсионные туры в карелию из Ярославля. И я рекомендую его посетить всем жителям Ярославля. |
|