УСАДЬБА ТРИГОРСКОЕ

История усадьбы
Тригорское - «приют сияньем муз одетый» - дом друзей А.С. Пушкина, место, ставшее для него вторым домом в годы михайловской ссылки. Обитателям Тригорского посвящены бесценные пушкинские стихи, здесь живо ощущаются тригорские реалии романа "Евгений Онегин".
Именным Указом Екатерины II в 1762 году земли Егорьевской губы, в состав которых вошло будущее Тригорское, были пожалованы лейб-гвардии Семеновского полка секунд-майору Максиму Дмитриевичу Вындомскому.
Тригорское получило свое название по трем холмам. На одном из них расположена деревня Воронич, где в пушкинские времена жили казенные крепостные крестьяне, на другой – городище Воронич с остатками крепости XIV-XVI веков и церковью великомученника Георгия Победоносца (Егорьевской), а на третьем – сама усадьба Тригорское.
Наивысший расцвет имения пришелся на вторую половину 18 века, когда владельцем и наследником с 1780 г становится его сын Александр. При нем происходит активное строительство на территории усадьбы хозяйственных и служебных построек. С любовью и знанием дела оформляется английский пейзажный парк. С 1813 по 1859 годы хозяйкой усадьбы становится его дочь - Прасковья Александровна, с семейством которой подружился А. С. Пушкин в годы михайловской ссылки, связав свою жизнь и творчество с этим местом.
… Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.
Пушкин, 1817 г.
С начала 1820-х годов семейство Осиповых-Вульф перебирается из старого усадебного дома в здание бывшей полотняной фабрики. Старый усадебный дом сгорел в 1850-х годах, сохранились фундаменты дома и примыкавших к нему усадебных построек.
В июне 1825 года здесь Пушкин познакомился с Анной Керн, племянницей Прасковьи Александровны, которой посвящены знаменитые строки:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…
В сознании самих обитателей усадьбы, а позднее и первых паломников, дом в Тригорском воспринимался как «дом Лариных», а в чертах героев романа «Евгения Онегина» угадывались конкретные лица.
Со временем отдельные уголки парка и некоторые деревья приобретают «статус» собственных имен: «аллея Татьяны», «ель-шатер», «дуб уединенный», «скамья Онегина», «береза-седло» и т д. Литературные названия уголков парка, мемориальные деревья воспринимаются, как воспетые поэтом. Они несут знак памяти о нем. С 1859 года наследником имения стал А. Н. Вульф. При нем активно велись строительные и ремонтные работы. После смерти А. Н. Вульфа в 1881 году была составлена «Опись недвижимого имения села Тригорского», где было названо 20 построек. После Вульфа, с 1884 года усадьба была сдана в аренду М.И. Пальмову, который заботился о сохранении пушкинских меморий. В 1918 году тригорская усадьба была сожжена и разграблена.
В 1978 году была восстановлена тригорская банька, в которой летом 1826 года А.С. Пушкин проводил время, общаясь с Н.М. Языковым и А.Н. Вульфом. В 1996 -1998 годах были проведены работы по реставрации и реконструкции усадебных построек и парка Тригорского.
Дом-музей Осиповых-Вульф

Экскурсия по дому-музею начинается в буфетной, где рассказывается об истории дома друзей поэта. Этот дом - здание бывшей полотняной фабрики, которое хозяева приспособили под жилье в начале 1820 годов. Здесь представлены картина художника В.Мешкова 1916 года "Дом Лариных" в Тригорском, интерьер в доме Осиповых-Вульф художника В. Максимова 1899 года, копия плана дома, выполненная известным географом, внуком А.П. Керн Ю.М. Шокальским в 1924 году, старинные фотографии внешнего вида и интерьеров Тригорского дома конца XIX - начала XX веков.
В следующей затем столовой рассказывается о быте Тригорского, обитателях дома, их воспоминаниях об А.С. Пушкине. Представлены мемориальные вещи из Тригорского:медный самовар, две вазочки (итальянский фарфор с росписью), посеребренные подносы, столик резной (дуб, орех), холодильницы для шампанского из с. Голубово.

Экспонируются копии рукописей романа «Евгений Онегин», стихотворных посланий, автопортреты и рисунки А.С. Пушкина, силуэты Анны и Евпраксии Вульф (неизвестный художник, копия); портрет А.И. Вульф (акварель неизвестного художника, копия); портрет Алексея Вульфа (акварель А.И. Григорьева, 1828 г., копия); копии писем А.С. Пушкина к П.А. Осиповой-Вульф.
В кабинете Алексея Николаевича Вульфа говорится об отношениях А.С. Пушкина и А.Н. Вульфа. Здесь представлены мемориальные вещи: кресло Вульфа, столик ломберный; умывальный прибор из с. Голубово (кувшин и тазик); книга Фихте "Назначение человека" с владельческой надписью: Вульф Берлин, 1800; шахматный столик (ампир, Россия, первая четверть 19 века).
Экспонируются портрет А.Н. Вульфа (художник Н. Шаде, акварель, между 1829 и 1833 г.г., копия); портрет А.Н. Вульфа (художник А.А. Багаев, 1841 г., копия); портрет Ф. Шиллера (гравюра Хопвуда, копия); портрет Байрона (художник Сандерс, гравюра Эдварда Финден, копия); портрет А.С. Пушкина (с гравюры Н.И. Уткина, вторая половина 19 века); портрет Н.М. Языкова (литография Мюнстера, 1860-е гг., по рис. А. Хрипкова, 1829).
В следующей затем комнате Евпраксии Николаевны Вульф рассказывается взаимоотношениях Пушкина и Е.Н. Вульф, когда она была для Пушкина "полувоздушной девой", очень милой, непосредственной и шаловливой - "предмет стихов моих невинных, любви приманчивый фиал ..." Здесь представлены мемориальные вещи: силуэт юной Е.Н. Вульф(неизвестный художник); подарки Пушкина - чернильница, шкатулка, ковшичек для жженки; часы из Тригорского.
В гостиной, где обитатели Тригорского музицировали, где А.С. Пушкин читал свои стихи, представлены мемории: каминные часы из Тригорского, картины из Тригорской коллекции - "Сельский пейзаж с белой лошадью" (неизв. худ. 18 в., фран. подражание гол. живописи, холст, масло); "Кормление лошадей" (грав. Дж. Смита с ориг. Морланда, кон. 18 - нач. 19 вв.); "Кормление свиней" (грав. Смита с ориг. Морланда, кон. 18 - нач. 19 вв.).
В комнате Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф ведется рассказ о дружбе, связывающей ее с поэтом. Пушкин сам писал о Прасковье Александровне как о единственной соседке, которую он посещает, доверял ей свои тайны, почитался своим человеком в доме, оставив у хозяйки воспоминания о самом счастливом времени ее жизни. Она была дважды вдовой, и все заботы по хозяйству и воспитанию детей легли на её плечи. Черты хозяйки дома Пушкин отразил в образе старушки Лариной, хотя на тот момент Прасковье Александровне было 42 года.
Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Единовластно управлять,
И все тогда пошло на стать.
Она езжала на работы,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь -
Все это мужа не спросясь.

Библиотека Тригорского занимает две комнаты. Первая - "пушкинская комната" - показывается из следующей за ней комнаты, которая на плане Ю.М. Шокальского означена как собственно библиотека. Посетитель знакомится с теми книгами, которыми пользовался поэт, занимаясь в библиотеке Тригорского. Здесь экспонируются мемориальные вещи: часы "со знаменами" А.М. Вындомского(бронза, 18 век); шкатулка "комодик"; подсвечник в виде мраморной колонны. Представлены бюст Платона (бронза, дер.); бюст Вергилия (бронза, мрамор); бюст Мольера (бронза); портрет Н.И. Новикова (лит. Шелковникова); портрет Е.А. Боратынского (гравюра Е. Скотникова по рис. К. Брюлова, 1835).
В "голубовской комнате" (бывшей девичьей) ведется рассказ об усадьбе Голубово, за владельца которой, барона Бориса Александровича Вревского, вышла замуж Е.Н. Вульф. А.С. Пушкин навещал Голубово и был дружен с его обитателями. В усадьбе Вревских бережно сохранялась и передавалась из поколения в поколение традиция памяти о Пушкине в виде реликвий и домашних преданий. Переданные в музей Тригорского потомками Евпраксии Николаевны Вревской мемории составляют основу музейной экспозиции. Здесь представлены вид дома Вревских 1887 г. (неизв. худ.); кувшин, ложка и чашка с портретом Е.Н. Вревской из Голубово; Завершается экскурсия по дому-музею в бывшей классной комнате, где кратко рассказывается о жизни Тригорского в конце 19 - начале 20 века.
Банька
Невдалеке от дома-музея и фундамента первого дома Вындомских на высоком каменном фундаменте во времена Пушкина стояла баня, в которой неоднократно ночевал поэт и проводил замечательное время летом 1826 года в компании своих приятелей Н.М. Языкова и А.Н. Вульфа. Экспозиция посвящена пребыванию Пушкина с друзьями в Тригорском, их творчеству и литературным занятиям здесь. Банька восстановлена в 1978 и реконструирована в 1998 году. В плане прямоугольная, планировка трехчастная, симметричная, состоит из сеней (центральная часть), горенки (южная) и собственно баньки (северная часть сруба). Сруб не обшит, покрытие из соломы, два крыльца, внутри бани в парной установлена печь-каменка. Габариты: 13.5 х 6.7 м
Тригорский парк
От автостоянки Тригорского на усадьбу ведет старая въездная дорога, которая проходит вдоль фруктового сада, затем по берегу «фабричного пруда» приводит к фундаментам старого усадебного дома Вындомских. Дорога направо ведет к дому-музею, налево - в парк.

Тригорский парк - памятник садово-паркового искусства второй половины 18 века. Закладку парка М.Д.Вындомский начал в романтическом стиле, не забывая при этом об экономически выгодном хозяйстве всей усадьбы (в восточной ее части располагалась полотняная фабрика, конюшни, амбары и проч.) Фруктовый сад разделял парадную и хозяйственную часть усадьбы. Планировка пейзажного ("английского") Тригорского парка исключительно тщательно и продуманно увязана с холмистой местностью и двумя глубокими оврагами на территории усадьбы, с живописной долиной реки Сороти.
От дома открывается вид на соседний холм, где высится вал городища Воронич и церковь великомученика Георгия Победоносца. Внутри ограды храма Георгия Победоносца — могила первого директора заповедника «Пушкинские горы» С.С.Гейченко и его супруги.
В парке сназу несколько прудов. И около каждого по своему красиво.
Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей,
О легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На то ль узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас?
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам.
Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума

Отдельные уголки парка носят имена, связанные с написанием романа «Евгений Онегин». Напротив фундаментов старого дома расположена замечательная видовая точка - «скамья Онегина».
Интересная парковая «затея» — огромные зеленые солнечные часы, которые до сих пор показывают время туристам. Тень от гномона, установленного в центре дернового круга, падает на «часовые» дубы, высаженные по его периметру.

А невдалеке от часов растет вековой раскидистый дуб, рядом с которым тут же на память приходят строки:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Туры и цены в Псков, в Пушкиногорье, в Тигорское