Новости Страхование Документы на ОЗП Трансферы в аэропорты Отправление автобусов О нас Отзывы Агентствам Туристам
+7 909 279-00-40
+7 (4852) 73-10-57, 74-47-58
график работы
НАВИГАЦИЯ

Заявка на тур

ФИО

Телефон

Email

Количество туристов

Из них детей

Возраст детей

Дата поездки (количество дней)

Проживание
Отель

Питание

Проезд

Код подтверждения


Нажимая кнопку «Отправить заявку» вы разрешаете обработку персональных данных и принимаете пользовательское соглашение.


Усадьба Тригорское

УСАДЬБА ТРИГОРСКОЕ

История усадьбы

Тригорское - «приют сияньем муз одетый» - дом друзей А.С. Пушкина, место, ставшее для него вторым домом в годы михайловской ссылки. Обитателям Тригорского посвящены бесценные пушкинские стихи, здесь живо ощущаются тригорские реалии романа "Евгений Онегин". 

Именным Указом Екатерины II в 1762 году земли Егорьевской губы, в состав которых вошло будущее Тригорское, были пожалованы лейб-гвардии Семеновского полка секунд-майору Максиму Дмитриевичу Вындомскому. 

Тригорское получило свое название по трем холмам. На одном из них расположена деревня Воронич, где в пушкинские времена жили казенные крепостные крестьяне, на другой – городище Воронич с остатками крепости XIV-XVI веков и церковью великомученника Георгия Победоносца (Егорьевской), а на третьем – сама усадьба Тригорское.

Наивысший расцвет имения пришелся на вторую половину 18 века, когда владельцем и наследником с 1780 г становится его сын Александр. При нем происходит активное строительство на территории усадьбы хозяйственных и служебных построек. С любовью и знанием дела оформляется английский пейзажный парк. С 1813 по 1859 годы хозяйкой усадьбы становится его дочь - Прасковья Александровна, с семейством которой подружился А. С. Пушкин в годы михайловской ссылки, связав свою жизнь и творчество с этим местом.

… Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.
Пушкин, 1817 г.

С начала 1820-х годов семейство Осиповых-Вульф перебирается из старого усадебного дома в здание бывшей полотняной фабрики. Старый усадебный дом сгорел в 1850-х годах, сохранились фундаменты дома и примыкавших к нему усадебных построек. 

В июне 1825 года здесь Пушкин познакомился с Анной Керн, племянницей Прасковьи Александровны, которой посвящены знаменитые строки:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…

В сознании самих обитателей усадьбы, а позднее и первых паломников, дом в Тригорском воспринимался как «дом Лариных», а в чертах героев романа «Евгения Онегина» угадывались конкретные лица. 

Со временем отдельные уголки парка и некоторые деревья приобретают «статус» собственных имен: «аллея Татьяны», «ель-шатер», «дуб уединенный», «скамья Онегина», «береза-седло» и т д. Литературные названия уголков парка, мемориальные деревья воспринимаются, как воспетые поэтом. Они несут знак памяти о нем. С 1859 года наследником имения стал А. Н. Вульф. При нем активно велись строительные и ремонтные работы. После смерти А. Н. Вульфа в 1881 году была составлена «Опись недвижимого имения села Тригорского», где было названо 20 построек. После Вульфа, с 1884 года усадьба была сдана в аренду М.И. Пальмову, который заботился о сохранении пушкинских меморий. В 1918 году тригорская усадьба была сожжена и разграблена.

 В 1978 году была восстановлена тригорская банька, в которой летом 1826 года А.С. Пушкин проводил время, общаясь с Н.М. Языковым и А.Н. Вульфом. В 1996 -1998 годах были проведены работы по реставрации и реконструкции усадебных построек и парка Тригорского.

Дом-музей Осиповых-Вульф

 

Экскурсия по дому-музею начинается в буфетной, где рассказывается об истории дома друзей поэта. Этот дом - здание бывшей полотняной фабрики, которое хозяева приспособили под жилье в начале 1820 годов. Здесь представлены картина художника В.Мешкова 1916 года "Дом Лариных" в Тригорском, интерьер в доме Осиповых-Вульф художника В. Максимова 1899 года, копия плана дома, выполненная известным географом, внуком А.П. Керн Ю.М. Шокальским в 1924 году, старинные фотографии внешнего вида и интерьеров Тригорского дома конца XIX - начала XX веков. 

В следующей затем столовой рассказывается о быте Тригорского, обитателях дома, их воспоминаниях об А.С. Пушкине. Представлены мемориальные вещи из Тригорского:медный самовар, две вазочки (итальянский фарфор с росписью), посеребренные подносы, столик резной (дуб, орех), холодильницы для шампанского из с. Голубово. 


Экспонируются копии рукописей романа «Евгений Онегин», стихотворных посланий, автопортреты и рисунки А.С. Пушкина, силуэты Анны и Евпраксии Вульф (неизвестный художник, копия); портрет А.И. Вульф (акварель неизвестного художника, копия); портрет Алексея Вульфа (акварель А.И. Григорьева, 1828 г., копия); копии писем А.С. Пушкина к П.А. Осиповой-Вульф. 

В кабинете Алексея Николаевича Вульфа говорится об отношениях А.С. Пушкина и А.Н. Вульфа. Здесь представлены мемориальные вещи: кресло Вульфа, столик ломберный; умывальный прибор из с. Голубово (кувшин и тазик); книга Фихте "Назначение человека" с владельческой надписью: Вульф Берлин, 1800; шахматный столик (ампир, Россия, первая четверть 19 века). 

Экспонируются портрет А.Н. Вульфа (художник Н. Шаде, акварель, между 1829 и 1833 г.г., копия); портрет А.Н. Вульфа (художник А.А. Багаев, 1841 г., копия); портрет Ф. Шиллера (гравюра Хопвуда, копия); портрет Байрона (художник Сандерс, гравюра Эдварда Финден, копия); портрет А.С. Пушкина (с гравюры Н.И. Уткина, вторая половина 19 века); портрет Н.М. Языкова (литография Мюнстера, 1860-е гг., по рис. А. Хрипкова, 1829). 

В следующей затем комнате Евпраксии Николаевны Вульф рассказывается взаимоотношениях Пушкина и Е.Н. Вульф, когда она была для Пушкина "полувоздушной девой", очень милой, непосредственной и шаловливой - "предмет стихов моих невинных, любви приманчивый фиал ..." Здесь представлены мемориальные вещи: силуэт юной Е.Н. Вульф(неизвестный художник); подарки Пушкина - чернильница, шкатулка, ковшичек для жженки; часы из Тригорского. 

В гостиной, где обитатели Тригорского музицировали, где А.С. Пушкин читал свои стихи, представлены мемории: каминные часы из Тригорского, картины из Тригорской коллекции - "Сельский пейзаж с белой лошадью" (неизв. худ. 18 в., фран. подражание гол. живописи, холст, масло); "Кормление лошадей" (грав. Дж. Смита с ориг. Морланда, кон. 18 - нач. 19 вв.); "Кормление свиней" (грав. Смита с ориг. Морланда, кон. 18 - нач. 19 вв.). 

В комнате Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф ведется рассказ о дружбе, связывающей ее с поэтом. Пушкин сам писал о Прасковье Александровне как о единственной соседке, которую он посещает, доверял ей свои тайны, почитался своим человеком в доме, оставив у хозяйки воспоминания о самом счастливом времени ее жизни. Она была дважды вдовой, и все заботы по хозяйству и воспитанию детей легли на её плечи. Черты хозяйки дома Пушкин отразил в образе старушки Лариной, хотя на тот момент Прасковье Александровне было 42 года.

Она меж делом и досугом

Открыла тайну, как супругом

Единовластно управлять,

И все тогда пошло на стать.

Она езжала на работы,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь -

Все это мужа не спросясь.


Библиотека Тригорского занимает две комнаты. Первая - "пушкинская комната" - показывается из следующей за ней комнаты, которая на плане Ю.М. Шокальского означена как собственно библиотека.  Посетитель знакомится с теми книгами, которыми пользовался поэт, занимаясь в библиотеке Тригорского. Здесь экспонируются мемориальные вещи: часы "со знаменами" А.М. Вындомского(бронза, 18 век); шкатулка "комодик"; подсвечник в виде мраморной колонны. Представлены бюст Платона (бронза, дер.); бюст Вергилия (бронза, мрамор); бюст Мольера (бронза); портрет Н.И. Новикова (лит. Шелковникова); портрет Е.А. Боратынского (гравюра Е. Скотникова по рис. К. Брюлова, 1835). 

В "голубовской комнате" (бывшей девичьей) ведется рассказ об усадьбе Голубово, за владельца которой, барона Бориса Александровича Вревского, вышла замуж Е.Н. Вульф. А.С. Пушкин навещал Голубово и был дружен с его обитателями. В усадьбе Вревских бережно сохранялась и передавалась из поколения в поколение традиция памяти о Пушкине в виде реликвий и домашних преданий. Переданные в музей Тригорского потомками Евпраксии Николаевны Вревской мемории составляют основу музейной экспозиции. Здесь представлены вид дома Вревских 1887 г. (неизв. худ.); кувшин, ложка и чашка с портретом Е.Н. Вревской из Голубово; Завершается экскурсия по дому-музею в бывшей классной комнате, где кратко рассказывается о жизни Тригорского в конце 19 - начале 20 века.

 

Банька

 

Невдалеке от дома-музея и фундамента первого дома Вындомских на высоком каменном фундаменте во времена Пушкина стояла баня, в которой неоднократно ночевал поэт и проводил замечательное время летом 1826 года в компании своих приятелей Н.М. Языкова и А.Н. Вульфа. Экспозиция посвящена пребыванию Пушкина с друзьями в Тригорском, их творчеству и литературным занятиям здесь. Банька восстановлена в 1978 и реконструирована в 1998 году. В плане прямоугольная, планировка трехчастная, симметричная, состоит из сеней (центральная часть), горенки (южная) и собственно баньки (северная часть сруба). Сруб не обшит, покрытие из соломы, два крыльца, внутри бани в парной установлена печь-каменка. Габариты: 13.5 х 6.7 м 

Тригорский парк

 

От автостоянки Тригорского на усадьбу ведет старая въездная дорога, которая проходит вдоль фруктового сада, затем по берегу «фабричного пруда» приводит к фундаментам старого усадебного дома Вындомских. Дорога направо ведет к дому-музею, налево - в парк.

 

Тригорский парк - памятник садово-паркового искусства второй половины 18 века. Закладку парка М.Д.Вындомский начал в романтическом стиле, не забывая при этом об экономически выгодном хозяйстве всей усадьбы (в восточной ее части располагалась полотняная фабрика, конюшни, амбары и проч.) Фруктовый сад разделял парадную и хозяйственную часть усадьбы. Планировка пейзажного ("английского") Тригорского парка исключительно тщательно и продуманно увязана с холмистой местностью и двумя глубокими оврагами на территории усадьбы, с живописной долиной реки Сороти.

 

   
От дома открывается вид на соседний холм, где высится вал городища Воронич и церковь великомученика Георгия Победоносца. Внутри ограды храма Георгия Победоносца — могила первого директора заповедника «Пушкинские горы» С.С.Гейченко и его супруги.
В парке сназу несколько прудов. И около каждого по своему красиво. 
Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей,
О легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На то ль узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас?
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам.
Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума 

 

Отдельные уголки парка носят имена, связанные с написанием романа «Евгений Онегин». Напротив фундаментов старого дома расположена замечательная видовая точка - «скамья Онегина». 

Интересная парковая «затея» — огромные зеленые солнечные часы, которые до сих пор показывают время туристам. Тень от гномона, установленного в центре дернового круга, падает на «часовые» дубы, высаженные по его периметру. 

    

А невдалеке от часов растет вековой раскидистый дуб, рядом с которым тут же на память приходят строки:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;

 

 

Туры и цены в Псков, в Пушкиногорье, в Тигорское

Вход для партнёров 
логин: 
пароль: 
 

ООО "Дискавери" г. Ярославль, ул. Свободы 24 оф. 31
тел.: (4852) 73-10-57, 90-75-80, 8 909 279-00-40 факс: (4852) 74-47-58 email: discovery.yar@mail.ru
туроператор по внутреннему туризму реестровый номер МТЗ 003925
на рынке с 1999 года