«Марциальные Воды»-это первый российский курорт, расположенный в пятидесяти километрах от Петрозаводска, неподалеку от прозрачных вод Габозера. Открытие источников состоялось в 1714 году на одном из карельских болот, где добывалась болотная железная руда для Петровского и Кончезерского заводов. Оказалось, что железистая вода из местных источников, была способна излечивать от малокровия, цинги, болезней сердца и печени, ревматизма и других недомоганий. В октябре 1717 года Петр I отправил туда своего лейб-медика с приказом исследовать найденную воду. И уже в 1719 году по приказу Петра I был открыт курорт «Марциальные воды» и написаны специальные правила употребления марциальной воды. Считалось, что железо находится под покровительством Марса; отсюда появилось и название - «марциальная» вода. Петр I четыре раза выезжал сюда на лечение в 1719,1720, 1722 и 1724 годах. Марциальные воды помогали ему в последние годы жизни восстанавливать здоровье и продолжать активную государственную деятельность.
В это время началось возведение многочисленных построек, для царя и его семьи было отстроено три деревянных дворца. Над источником с марциальной водой, из которого брали воду для царской семьи и его окружения, поставили деревянный резной шатер.
После смерти Петра I курорт постепенно приходил в запустение. Обветшали и развалились почти все курортные постройки петровского времени. На их месте выросла деревня Дворцы. До настоящего момента от построек петровских времен на курорте Марциальные воды сохранилась только деревянная церковь апостола Петра, построенная в 1721 г. по плану самого Петра I. Эту церковь, как и Петропавловский собор в Петрозаводске, местное население считало «новоманерной». Строительство церкви в 1721 году означало, что источник прошел проверку. Строительством руководил ландрат Муравьев. Церковь Апостола Петра представляет собой одноглавый храм, куда в 1721 году был перевезен двухъярусный иконостас из церкви Апостола Петра на Лодейнопольской верфи, состоящий из местного и праздничного рядов. Местный ряд состоит из икон апостола Петра, Спаса Вседержителя, Богоматери Одигитрии, Александра Невского, Иоанна Златоустого и Николая Мирликийского; Эти иконы выполнены в темперной технике. Иконы второго яруса, за исключением «Тайной вечери», — круглые и написаны маслом на холсте. Декоративное оформление иконостаса связано с использованием «белорусской» резьбы, то есть резьбы с раскраской. В ней мы можем видеть виноградные лозы с головками херувимов. Цветовое сочетание — белое и синее — свидетельствует об одном из распоряжений Петра I, в котором требуется окрашивать корабельные каюты только в синий и белый цвет, позолота исключалась. Видимо, мысль о выходе к северным морям настолько захватила Петра I, что это отразилось и на проектировании храма. Интересный момент, что в храме отсутствует икона апостола Павла, что говорит о том, что церковь посвящена только апостолу Петру. И главная храмовая икона, конечно же, изображает «Апостола Петра» и содержит два сюжета: изображение молящегося апостола и сюжет «Хождение по водам». Апостол в страстной мольбе обращается к Вседержителю, у его ног — ключи, за спиной — прямоугольный проем в большой скале, в котором виден морской пейзаж. Море бурное, на волнах качается небольшая парусная лодка с пятью апостолами, над лодкой развевается трехцветный морской флаг России. Вторая икона посвящена Александру Невскому. Царь немало сделал для увековечения памяти воина-святого. Александр Невский изображен на иконе в монашеском одеянии, но с оружием у ног и с изображением западного типа крепостных сооружений. Следующая икона «Иоанн Златоуст» — покровитель Ивана Грозного. Известно, что Петр I любил сравнивать себя с Иваном Грозным и считал себя прямым его продолжателем. На иконе у ног Златоуста изображены крепости с латинскими крестами на башнях. И наконец, в местном ряду находится образ Николая Мирликийского — главного покровителя мореплавателей и путешественников, любимого святого северян. Справа от Христа помещена икона Богоматери Одигитрии (Путеводительницы).
Церковь была построена выше, чем дворец,— как бы на следующей террасе, и доминировала над строениями небольшого курортного поселка. Восьмерик церкви покрыт граненым куполом, над которым возведен высокий граненый шпиль. Стены были в XIX веке окрашены охрой. Вокруг церкви была построена балюстрада с токарной работы балясинами, имевшими, как и наличники, белый цвет. В марциальноводскую церковь вся утварь по приказу Петра была привезена из Александро-Свирского монастыря. Поднявшись по ступеням с перилами из балясин на паперть, прихожане входили в небольшой притвор с круглым окном, затем через широкий проем дверей шли в основную часть храма с четырьмя большими окнами, пропускавшими много света.В интерьере храма имеются особенности, не характерные для традиционных православных храмов: деревянные скамьи у стен, отсутствует царское место. Для отопления церкви справа и слева от иконостаса были установлены две чугунные печи в виде ваз с языками пламени, отлитые на петровских заводах (первоначально была и третья печь — в алтаре). В алтаре находилось большое резное распятие. Для церкви в токарне царя были изготовлены деревянные подсвечники, окрашенные под камень, позже царь повесил перед иконой апостола Петра костяное паникадило.
В 1819 году планировалась поездка на Марциальные Воды императора Александра I. Перед его приездом обнаружилось, что дорога в источнику заросла лесом, а мосты «огнили». Однако из-за сильных дождей в августе дорога стала совсем непроезжей, и поездка была отменена.
В 1833 году источник был очищен, и над ним устроили снова деревянный шатер, затем его обновили в 1858 году. В 1831 году в очередной раз была отремонтирована церковь и в 1832 году заново освящена. Второе рождение курорта Марциальные воды состоялось в 1964 году. Сейчас на курорте Марциальные воды работает санаторий, где с помощью железистых марциальных вод лечат самые разные заболевания. |
|